В воскресенье, 21 марта, сотрудники центрального аппарата СК задержали губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева и основателя группы фармкомпаний «Биотэк» Бориса Шпигеля. По версии следствия, глава региона лоббировал интересы одного из крупнейших поставщиков лекарств. Многомиллионный след дочерней компании «Биотэка» нашелся и в Ростовской области.
Крупнейшим представителем «Биотэка» на Дону является дочерняя компания ОАО «Фармация». Она работает с 4 августа 2000 года и за этот немалый срок успела реализовать 8144 госконтракта на общую сумму 5,2 миллиарда рублей. Среди «клиентов» дочки «Биотэка» - министерство здравоохранения Ростовской области и практически все областные и городские больницы региона.
До пандемии донская «Фармация» в основном поставляла противоэпилептические, психотропные и противоопухолевые препараты – все то же, что и для Пензенской области, где разгорелся коррупционный скандал. Но уже осенью 2020 года, когда пациентам с COVID-19 на амбулаторном лечении стали предоставлять бесплатные лекарства, поле деятельности «Фармации» неожиданно расширилось.
По данным госзакупок, АОА «Фармация» заработала не менее 68,7 млн рублей именно на поставках коронавирусных препаратов - «Арепливира» и «Авифавира», входящих в набор для лечения ковида в амбулаторных условиях, то есть, на дому. Отдельный интерес представляет порядок заключения госконтрактов с любимым поставщиком донского минздрава. Все 15 «коронавирусных» закупок, которые удалось отыскать 1rnd, проводились в срочном порядке без открытого конкурса и, соответственно, без «лишних» подрядчиков.
Закупки противовирусных препаратов проводились у единственного поставщика – «Фармации» - с неизменным повторением одной и той же мантры в каждом контракте:
Первый крупный контракт от донского минздрава на сумму 4,8 млн рублей «Фармация» получила 10 ноября прошлого года – в это же время началось обеспечение жителей Ростовской области бесплатными лекарствами от коронавируса. С этих пор «Фармация» стала основным поставщиком препаратов с активным веществом «Фавипиравир» на Дону. Коронавирусные контракты «Фармации» заключались в срочном порядке, без проведения аукциона.
Только от минздрава Ростовской области дочка «Биотэка» за несколько месяцев получила 61,7 млн рублей и еще 7 млн от донских больниц – Сальской ЦРБ, Ростовской ЦГБ, волгодонской ГБ №1, шахтинской БСМП.
ОАО «Фармация» зарегистрирована в Шахтах. До 2 октября 2020 года её бессменной главой была Ирина Минчинская, «врач по образованию, руководитель по призванию», как написано о ней в энциклопедии "Успешные люди Дона". В 2010-2015 годах Минчинская входила в 5-й созыв шахтинской гордумы, и, судя по всему, не планировала так быстро заканчивать политическую карьеру, но в 2016 году ЦИК отказал ей в регистрации в следующий созыв. Причины отказа на сайте избирательной комиссии не уточняются.
За месяц до первого крупного «коронавирусного» контракта у «Фармации» сменился руководитель. На смену бывшему депутату пришла Юлия Елистратова, до того возглавлявшая государственное предприятие Крыма «Крым-Фармация». Сейчас она также руководит другим крупным господрядчиком Ростовской области – ООО «Ростов-Фарм».
Минчинская при этом осталась работать в «Фармации», судя по данным из открытых источников, именно она курирует работу с госзакупками.
Может показаться, что закупка любых лекарств для лечения COVID-19 проводится в особом порядке. Дело-то серьезное, поставить их надо быстро, да и федеральный закон это предусматривает. Однако последние контракты на более скромные суммы проводятся вполне штатно.
Так, 2 марта донской минздрав организовал открытый аукцион на поставку амоксициллина для амбулаторного лечения ковида. Принять участие в закупке может любой подрядчик, удовлетворяющий условиям, а не только избранные, да ещё в срочном порядке. И это лишь один из многих контрактов, объединённых характерным признаком – их стоимость значительно ниже тех, что достались «Фармации».